На сегодняшний день в мире насчитывается более 700 Интернет инкубаторов.

История бизнес инкубаторов

Первым инкубатором считается компания Student Agencies Inc., появившаяся в городе Итака (штат Нью-Йорк) в далеком 1942 году. Эта компания занималась инкубацией предприятий, созданных студентами. Она, как и большинство первых инкубаторов создавалась как некоммерческая неприбыльная организация. Прошло несколько десятков лет, прежде чем оформился переход от non-profit к коммерческой концепции.

Бизнес инкубаторы 40-50-х годов предоставляли стандартный набор услуг предприятиям определенных отраслей, таких, например, как биотехнология и телекоммуникации. При этом за счет создания единой инфраструктуры удавалось достичь значительной экономии на содержании компании, предоставить услуги высокого качества и создать среду общения, которая способствовала интенсивному развитию компаний. Оплату за свои услуги инкубаторы сначала брали деньгами. Однако постепенно, по мере того, как все большее число предприятий демонстрировали стремительный рост, владельцы инкубаторов начали принимать в оплату акции компаний.

Первый инкубатор в Интернете был создан в 1995 году американским бизнесменом Биллом Гроссом, который сумел перенести в Глобальную Сеть идею бизнес инкубаторов, предоставляющих своим компаниям стандартный набор услуг, таких как помещение, мебель, секретарь, юрист и т.д. Его самый известный на сегодняшний день Интернет инкубатор - idealab! «вырастил» более 50-ти компаний, среди которых особенно успешными оказались GoTo.com, CitySearch, NetZero, eToys и Tickets.com. Новизна начинания Гросса была в том, что он дал всем понять, что яркие идеи в Интернете могут очень быстро преобразовываться в прибыльные коммерческие предприятия с высокой капитализацией.

Успех инкубатора idealab! вызвал к жизни множество аналогичных проектов, сначала в США, а затем и в Европе. Лидерами в этой области стали eHatchery, созданный Джеффом Леви в Атланте, I-Hatch во Флориде, Intend Change в Калифорнии, VenCatalyst (Вашингтон) и Venture Frogs (Сан-Франциско). В Старом Свете в сентябре 1999 года появился Аntfactory с представительствами в Лондоне, Париже, Мюнхене, Амстердаме и Милане. А несколько лет спустя - Speed Ventures, имеющий отделения в Амстердаме, Хельсинки, Лондоне, Мадриде, Милане, Мюнхене, Париже, Стокгольме, Гонконге, Сингапуре и Нью-Йорке. Отличительной чертой европейских инкубаторов является их стремление к международной экспансии. Это связано с тем, что часто национальные рынки стран оказываются слишком малы для интернет-компаний, и стоит задача выхода хотя бы на общеевропейский рынок. К тому же, опыт использования интернациональных команд справедливо рассматривается как одно из важных конкурентных преимуществ перед США.

Первоначально задача инкубаторов состояла в том, чтобы помочь молодым компаниям встать на ноги и быстро вывести их акции на биржу. Западные инкубаторы действовали по хорошо отлаженной схеме: взять под опеку начинающую компанию или предпринимателя в обмен на долю в проекте, развить проект до определенного масштаба, найти инвестора или вывести его акции на биржу и продать свою долю.

Однако постепенно инкубаторы стали стараться сохранить контроль над своими наиболее успешными компаниями, оставляя за собой определенный пакет акций и после выпуска акций на бирже. Таким образом, стали возникать интернет-конгломераты с гибкой структурой управления.

Так CMGI выпустила на биржу рекламное интернет-агентство Engage Technologies, но сохранила за собой контроль над ним. Это не только увеличило капитализацию CMGI, но и позволило инкубатору иметь привилегированный доступ к клиентам агентства.

Одним из основных составляющих успеха молодой компании на рынке высоких технологий является скорость развития. Еще одна составляющая успеха - способность к партнерству: выжить стартапу в одиночку на этом рынке практически невозможно, что делает неизбежным формирование альянсов и партнерских отношений.

Отличительная черта любой успешной компании вообще - это ее способность к новаторству и непрерывному развитию. Инновации и развитие должны быть заложены в самой структуре компании и поставлены на поток. В этих условиях интернет-инкубаторы оказались именно той организационной структурой, которая способна эффективно решать проблемы. Они создают контролируемую среду, которая обеспечивает заботу, выращивание и защиту для новых предприятий на самой ранней стадии их развития.